Модель-аппликация Моногибридное скрещивание
-
516р.
- Наличие:Есть в наличии
- Модель: BIO306
Пособие предназначено для использования в качестве демонстрационного материала в средней общеобразовательной школе в курсе общей биологии. Также данное пособие можно использовать в ВУЗах, на занятиях по генетике. Модель предназначена для изучения процесса моногибридного скрещивания.
2. Устройство пособия
Пособие включает в себя 19 карточек с изображениями генотипов и фенотипов семян гороха, отличающихся по одному признаку: цвету семян, а также карточек с изображением доминантных и рецессивных гамет и знаков скрещивания
Все карточки покрыты матовой антибликовой ламинирующей пленкой и снабжены магнитным креплением, позволяющим монтировать приведенную ниже схему на магнитной доске или экране.
Комплектация
3. Методика работы с моделью
Схема сборки модели
Совокупность аллельных генов по данному признаку называется генотипом. Доминантный ген обозначается прописной буквой 'А', рецессивный - 'а'.
У первого родительского растения образуется один тип гамет с геном А, который отвечает за желтую окраску семян. Прикрепить к доске карточку 'А' под карточкой 'АА'.
У второго растения так же образуется один тип гамет с геном а, который отвечает за зеленую окраску семян. Прикрепить к доске карточку 'а' под карточкой 'аа'.
У гибридов аллельные гены разные. Половина гамет каждого родителя будет иметь ген А, другая половина - ген а.
Прикрепить карточки 'А' и 'а' под генотипом каждого родителя.
АА - желтые семена, доминантная гомозигота.
Аа - желтые семена, гетерозигота.
Аа - желтые семена, гетерозигота, аа - зеленые семена, рецессивная гомозигота.
Таким образом, в F2 наблюдается расщепление на два фенотипических класса: семена желтые и зеленые, количественное соотношение между классами 3:1. Расщепление по генотипу: 1 АА: 2 Аа: 1аа. Во втором поколении наблюдается три класса особей, различающихся по генотипу.
В общем виде это расщепление соответствует второму закону Менделя.
В заключении желательно предложить учащимся решить задачу. Посеяна желтая горошина неизвестного происхождения. Какого цвета будут семена на растении, выросшем из этой горошины, если учесть самоопыление у бобовых? (Возможные генотипы горошины АА или Аа). Рассмотреть все варианты.
4. Теория вопроса
Моногибридным называется скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных (взаимоисключающих) признаков. При таком скрещивании прослеживается наследование двух вариантов одного признака. Например, признак - окраска семян у гороха, два альтернативных варианта: окраска горошин желтая или зеленая. Другие признаки организмов при таком скрещивании просто не учитываются.
Законы наследования признаков при моногибридном скрещивании открыты Грегором Менделем на горохе. Он же ввел все основные термины и понятия, которые до сих пор используются в генетике. Позже оказалось, что законы, открытые Менделем присущи всем растениям, животным и человеку.
Вспомним основные термины и понятия, используемые в генетике. Главный постулат Менделя, который он доказал в своих известных экспериментах на горохе, состоит в том, что каждый признак определяется парой наследственных задатков, позже получивших название аллельных генов. С развитием хромосомной теории наследственности выяснилось, что аллельные гены находятся в одинаковых локусах гомологичных хромосом и кодируют один и тот же признак. Пара аллельных генов может быть одинакова (АА или аа), тогда говорят, что особь гомозиготна по данному признаку. Если же аллельные гены в паре разные (Аа), то особь по данному признаку гетерозиготна. Совокупность генов данного организма называется генотипом. Часто под генотипом понимают одну или несколько пар аллельных генов, которые отвечают за один и тот же признак. Совокупность признаков данного организма называют фенотипом. Фенотип формируется в результате взаимодействия генотипа с внешней средой.
Мендель ввел понятия доминантных и рецессивных генов. Аллель, которая определяет фенотип гетерозиготы, называется доминантной. Например, аллель А в гетерозиготе Аа. Другая аллель, не проявляющая себя в гетерозиготе, названа рецессивной. В нашем случае это ген а.
Все работы по изучению закономерностей наследования признаков Г. Мендель изучал на горохе огородном. Он подбирал родительские растения для скрещивания с альтернативными (противоположными) признаками. Например, родительские растения с разной окраской семян (семена желтые и зеленые), с разной формой семян (семена гладкие и морщинистые). Предварительно на протяжении четырех поколений родительские растения размножали только за счет самоопыления, следя за тем, чтобы все потомки имели один признак. Затем родительские растения скрещивали.
Вспомним еще раз, что моногибридным называется скрещивание двух организмов, отличающихся по одному признаку, например, по цвету семян.
С помощью таких скрещиваний Менделю удалось открыть два закона наследования признаков: закон единообразия гибридов первого поколения и закон расщепления во втором поколении на два фенотипических класса, имеющихся у родителей (количественное соотношение классов 3:1). Мендель обобщил эти два закона и сформулировал главный закон наследования признаков - закон 'чистоты гамет'.
Разберем закономерности наследования признаков, открытые Менделем, с использованием предлагаемой модели-аппликации.
Вопросы
6. Правила хранения
Хранить модель следует в сухом отапливаемом помещении, при температуре около 15-250С и влажности не более 80%.
После демонстрации рекомендуется проверить комплектность модели.