Модель-аппликация Ткани животного и человека
-
1040р.
- Наличие:Есть в наличии
- Модель: BIO324
1. Назначение пособия
Пособие предназначено для использования в качестве демонстрационного материала в 10 классе средней общеобразовательной школы в курсе общей биологии, а также в ВУЗах на занятиях по курсу генетики.
Демонстрация пособия позволит учащимся ознакомиться с процессами скрещивания, отличными от традиционного моногибридного и дигибридного скрещивания, изучаемых на примере семян гороха (эти схемы целесообразно демонстрировать на одном уроке для проведения сравнения).
2. Устройство пособия и комплектация
Пособие включает в себя два комплекта карточек:
№1: «Неполное доминирование гена окраски цветка при скрещивании растения» (Карточки № Б4-Б7, Я1-Я13).
№2: «Проявление нового признака при взаимодействии генов». (Карточки № Б4-Б9, Я14-Я16).
Обе схемы можно собирать на доске одновременно.
3. Методика работы с моделью
1. Схема сборки модели «Неполное доминирование гена окраски цветка при скрещивании растения»:
2. Схема сборки модели «Проявление нового признака при взаимодействии генов»:
4. Теория вопроса
Неполное доминирование – это такой тип взаимодействия генов, при котором в гетерозиготном состоянии (генотип Аа) проявляется промежуточный признак. Например: родительские особи имели цветки белые и оранжевые, их генотипы были гомозиготными АА и аа. Гибриды первого поколения с генотипом Аа имеют цветки желтые.
Рассмотрим, какие фенотипические классы и в каком соотношении проявятся в F2 . Для получения F2 гетерозиготные растения F1 скрещиваются между собой. Во время мейоза каждое родительское растение образует два типа гамет: половина гамет будет с геном А, половина – с геном а. В процессе оплодотворения с равной вероятностью возможны встречи гамет с генами АА, Аа, Аа, аа. Этим генотипам соответствуют фенотипы:
АА – цветки белые
2Аа – цветки желтые
аа – цветки оранжевые
Таким образом, при неполном доминировании в F2 образуется три фенотипических класса: белые, желтые, оранжевые в соотношении 1:2:1.
Следующий механизм наследования, который мы рассмотрим, называется взаимодействие генов.
Окраску шерсти у кролика определяют две пары генов. Окраска шерсти серая кодируется доминантным геном А, окраска черная – рецессивным геном – а. Тогда серые кролики могут иметь генотип АА или Аа, черные кролики – только рецессивный генотип аа. Однако на работу этих генов оказывают влияние другие гены С и с. Каждая особь может иметь генотип СС, Сс или сс. Если у особи имеется доминантная аллель С, т.е ее генотип СС или Сс, то окраска кролика будет серая (генотипы АА или Аа) или черная (генотип – аа). В том случае, если в генотипе кролика присутствует сочетание рецессивных аллельных генов сс, то работа генов А и а подавляется, пигмент не синтезируется, и кролики будут белыми.
Признак окраски шерсти у кролика контролируется двумя парами генов, гаметы образуются как при дигибридном скрещивании. Решетка Пеннета заполняется также как при дигибридном скрещивании, а расщепление в « F2» будет не 9:3:3:1, а другое. В «F2» может проявиться признак, которого не было у родителей и гибридов «F1»: черная окраска шерсти у крольчат.
5. Правила хранения
Хранить модель следует в сухом отапливаемом помещении, при температуре около 15-250С и влажности не более 80%.
После демонстрации рекомендуется проверить комплектность модели